Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 26. О пятом Ангеле и мысленной саранче, и о различном виде ее

Откр.9:1–5. «И пятый Ангел воструби, и видех звезду с небесе спадшу на землю. И дан бысть ей ключ студенца бездны. И отверзе студенца бездны, и взыде дым от студенца, яко дым пещи велик, и омерче солнце и воздух от дыма студеничнаго. И от дыма изыдоша прузи на землю, и дана бысть им область, якоже имут область скорпии земнии. И речено бысть им, да не вредят травы земныя, ни всякаго злака, ни всякаго древа, но человеки точию, иже не имут печати Божия на челех своих. И дано бысть им, да не убиют их, но да муку приимут пять месяцей: и мучение их яко мучение скорпиево, егда усекнет человека».

О звезде говорит, что это Ангел Божий для наказания сошедший с неба на землю, или в предназначенную для суда долину Иосафатову, а студенец бездны – геенна, и дым, исходящий из него, – что для наказуемых невидимо будет солнце и воздух; прузи же – черви, о которых сказал Пророк: и червь их не умрет. (Ис. 66:24). А чтобы не вредить земле или траве, но только людям, потому что они освободятся от тления, которому рабствуют теперь ради нас. А что пять месяцев будут мучиться, говорят: определенное некоторое время будут мучиться жестоко, и после хотя легче, но вечно. А я о звезде соглашаюсь, что это Божественный Ангел; он, по Божию попущению, выведет из бездны осужденных лукавых демонов, которых связал воплотившийся Христос, чтобы они, совершая свое, перед концом получили нескончаемое мучение. Дым же – тьма, производимая злыми делами от наущений их; когда откроются дела, дана будет им власть мучить людей. Помрачение же солнца и воздуха означает душевное ослепление людей, наслаждающихся светом их или состояние их во время бедствий, ибо тьмою бывает свет для находящихся в скорби. А что мысленная саранча уязвляет людей наподобие скорпионов, сие означает, что в конце худых деяний сокрыта вредоносная смерть души, которой подвергаются незапечатленные на челах своих Божественной печатью и не сияющие просвещением Животворящего креста через Духа Святого, так чтобы, по слову Владычнему, светился перед людьми свет их во славу имени Божия. Пять же месяцев мучения их означают, как думаем мы, или краткость времени, ибо аще не были сократилися дни оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Марк 24:22), по слову Владыки, или некое пятеричное время, по причине пяти чувств, через которые проникает в людей грех, или определенное время, известное одному Богу.

Откр.9:6. «И в те дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть».

И взыщут человецы смерти – сим означается преизбыток страдания, ибо обычно находящимся в скорбях призывать смерть. А что к просящим ее во время скорби не приходит она, это зависит от судеб Божиих, потому что Он почитает удобным горечью наводимых бедствий сделать для людей ненавистным грех, как виновника и причину их.

Откр.9:7–9. «И уподобления пругов подобна конем уготовленным на брань: и на главах их яко венцы уподоблени злату, и лица их яко лица человеческа. И имеяху власы, яко власы женския, и зубы их, яко львов беша: и имеяху броня, яко броня железны».

По причине всего этого и сказанного далее под упомянутой саранчой некоторые разумели Божественных Ангелов, наказующих, приточно изображаемых в каждом изречении, или ради страха и ужаса, или по быстроте их, или ради наказания, наводящего на достойных мучение в геенне. А я думаю, что пoд сей саранчой лучше разуметь лукавых демонов, приготовившихся на брань с нами, и на головах своих носящих златовидные венцы победы над нами, которыми и мы, когда бываем побеждаемы, думаем увенчиваться, как приобретающие худую победу через удовольствия. Власы женские означают сладострастие демонов и возбуждение к блудодеянию, а зубы львиные – их убийственность и ядовитость, брони железны –их жестокосердие.

Откр.9:9–12. «И глас крил их, яко глас колесниц, егда кони многи текут на брань. И имеяху ошиби подобни скорпииным, и жала бяху во ошибах их: и дана бе область им вредити человеки пять месяц. И имели над собою царя ангела бездны, емуже имя еврейски, Аваддон, а еллински, Аполлион. Горе едино отъиде: се грядут еще два горя по сих».

Глас крил умственной саранчи уподоблен гласу военных колесниц, думаем по высоте и быстроте их, ибо с высоты борит нас, как говорит блаженный Давид (Псал. 53:3). А что ошибы их (хвосты) подобны скорпииным, сие указывает на следствия грехов, порождающие духовную смерть. Ибо грех содеян раждает смерть (Иак. 1:15), по причине же его находит на людей скорбь на пять месяцев, что означает краткость времени по сравнению с будущим веком, и указывает на пять чувств, через которые входит в нас грех, как было уже писано. Под царем же их следует разуметь диавола, по истине погубляющего покоряющихся ему. А чтобы мы вели с ним непримиримую брань, для того угрожает, что после сего придут на нас два горя.