Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 42-я. Об ином Ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста

Откр.14:9–10. «И третий Ангел вслед его иде, глаголя гласом великим: иже аще кто покланяется зверю и иконе его, и приемлет начертание на челе своем или на руце своей: и той имать пити от вина ярости Божия, вина нерастворена в чаши гнева, и будет мучен огнем и жупелом пред Ангелы святыми и пред Агнцем».

Если кто покорится зверообразному антихристу и будет участвовать в беззаконной жизни, изображающей его, и словом или делом провозгласит его Богом (ибо сие может означать начертание, делаемое на челе и руке), тот будет участвовать с ним и в питии чаши наказаний, нерастворенной и неразбавленной щедротами, по правде суда; растворенной же различными наказаниями, по причине многовидности и многообразности самопроизвольного зла. Хорошо же вином ярости называется наказание, будучи последствием вина нечестия, опьяняющего пьющих, потому что чем кто грешит, тем тот и наказывается.

Откр.14:11. «И дым мучения их во веки веков восходит».

Под дымом мучения должно разуметь или дыхание вместе со стенаниями, восходящее снизу от наказуемых, или дым, выходящий из огня, которым наказываются отпадшие. Говорится же, что во веки веков восходит он, чтобы знали мы, что бесконечно мучение грешников, как и блаженство праведных вечно.

«И не имут покоя день и нощь покланяющиися зверю и образу eгo, и приемлющии начертание имене его».

И не имут покоя день и нощь. Говорит о дне и ночи не потому, чтобы солнцем измерялось течение будущего века, в которое, как предвещает, нечестивые не будут иметь покоя, но или по настоящему обычаю считать время днями и ночами, или под днем разумеет жизнь святых, под ночью же наказание нечестивых, которому подвергнутся те, кои диавольскими делами и хулением против Христа, которые совершали, изображали в себе образ отступника зверя и бесчестное имя его, как досточестное, напечатлевали в своем сердце.

Откр.14:12. «Зде есть терпение святых, иже соблюдают заповеди Божия и веру Иисусову.

Зде есть терпение святых. Нечестивые, говорят, в будущем веке будут непрестанно мучиться, святые же показывают твердость терпения здесь, в веке скоропреходящем, соблюдая Божественные заповеди и несокрушимую веру во Христа.

Откр.14:13. «И слышах глас с небесе, глаголющ ми: напиши: блажени мертвии, умирающии о Господе отныне, ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними».

Глас с неба не всех мертвых ублажает, но только умирающих о Господе, умерших для мира и мертвость Иисусову в теле своем носящих, и Христу состраждущих. Ибо для них исход из тела есть поистине покой от трудов, а последствие дел есть причина неувядаемых венцов и наград славы. Великой же мерой эти награды превосходят подвиги, которыми подвижники Христа Бога нашего подвизались против невидимых сил. Ибо недостойны страсти нынешнего века к хотящей славе явитися и угодивших Богу, как говорит Апостол (Рим. 8:18). И мы, желая получить ее, должны непрестанно молить Бога, говоря: преклони Господи сердца наши во свидения твоя (Псал. 118:36), и отврати очи наши от всякой суеты. И не вниди в суд с рабами Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Псал. 142:2), но призри на нас богатыми щедротами Твоими, яко Твоя есть милость и держава, и царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.