Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 61. О престолах, уготованных для сохранивших исповедание Христово неизменным

Откр.20:4. «И видех престолы, и седящыя на них, и суд дан бысть им: и души растесанных за свидетельство Иисусово и за слово Божие, иже не поклонишася зверю, ни иконе его, и не прияша начертания на челех своих, и на руце своей, и ожиша и воцаришася со Христом на тысящу лет».

Уже святым Апостолам даны были учительные престолы, с которых просвещены были народы; даны будут, по Божественному обетованию, и в будущем веке для суда над отвергшими Евангельскую проповедь, как сказал Давид: тамо взыдоша колена, колена Господня, свидание Израилево, и далее: яко тамо седоша престоли на суд (Псал. 121:4–5). И прочим святым мученикам, пострадавшим за Христа и не принявшим начертания мысленного зверя диавольского, т.е. изображения его отступления, дан суд, т.е. власть судить, которой, как видим, даже доныне судят демонов, будучи прославляемы со Христом до скончания настоящего века, покланяемы царями благочестивыми и князьями верных, и являя богодарованную силу против всякой телесной болезни и диавольского действа. А что диавол и антихрист и лжепророк общи друг с другом как деяниями, так и именами, сие видно из того, что каждый из них называется зверем. И змий, т.е. сатана, является имеющим семь голов и десять рогов с толиким же числом венцов, равно и зверь, выходящий из моря, т.е. антихрист, является в подобном виде; одну и ту же с ними волю и действо к погублению обольщаемых показывает и лжепророк. Освободившиеся же от сей погибели будут показанным образом царствовать со Христом до второго Его пришествия, а после него более получат Божественных обетований.