Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 65. О новом небе и земле и вышнем Иерусалиме

Откр.21:1. «И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому».

И здесь указывает не на несуществование твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит Апостол: сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:21). И Божественный Песнопевец говорит: яко одежду свиеши я, и изменятся (Псал. 101:27). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но отсечение престарелости и морщин. И у нас есть в обычае о людях, в чем-нибудь улучшившихся или сделавшихся худшими, говорить: и тот да не тот. Нужно же заметить, что о небе и земле сказано: преидоша, вместо: изменились, как и мы изменимся; как за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния, и окончание к лучшему. О море же сказал; и моря несть ктому. Ибо какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему, или перевозить по нему в отдаленные места произведения земли? К тому же, если море означает бурную и волнующую жизнь, и тогда не будет в нем нужды. Ибо во святых не останется тогда никакого останка возмущения или страха. Подтверждает же сие мнение и Великий Василий, изъясняя изречение Исаии, говорящее: глаголяй бездне: опустееши и реки твоя изсушу (Исаия 44:27).

Откр.21:2. «И аз Иоанн видех град Святый Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему».

Тем, что он видел город святой Иерусалим новым, показывается, что имя новости есть претворения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от бесплотных сил высших нисходящий к людям, поелику общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: камение свято валяется на земли (Зах. 9:16), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом, как обитель Царственной Троицы, ибо в нем обитает и ходит она, по обетованию (1Кор. 6:16). Невестой же называется, как прилепляющийся Владыке, и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенной же именуется, как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу (Псал. 44:10), славу и красоту в разнообразии добродетелей.

Откр.21:3–4. «И слышах глас велий с небесе, глаголющ: се скиния Божия с человеки, и вселится с ними: и тии людие его будут, и сам Бог будет с ними Бог их. И отъимет Бог всяку слезу от очию их».

С неба научается Святой, что скиния сия будет истинная: ее образ, или лучше предобразование образа, показан был Моисею, а теперь Церковь служит ее образом. В сей нерукотворенной скинии не будет ни плача, ни слез. Ибо Податель вечной радости дарует святым видеть непрестающее веселье.

«И смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому: яко первая мимоидоша».

И сие по Писанию: оттуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Псал. 51:11). А слова: первая мимоидоша означают, что злострадание святых и надмение нечестивых получат конец, соотвественный каждому из них.