Шрифт:

Толкование на псалмы. Святитель Афанасий Великий

Псалом 39. В конец, псалом Давиду

Содержание

Песнь эта приносится от лица нового народа, изъятого из рва бедствия, а потом вводится и лице Христа, объясняющего благодарным способ домостроительства. После же сего снова вводится лице уверовавших из израильтян, желающих избавиться от греха неверия и вместе описывающих бедствия, какие постигли их за неверие.

(2). Терпя потерпех Господа, и внят ми. Это подобно сказанному: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19).

(3). И возведе мя от рова страстей. И что соделал для тебя? Услышав, говорит, извел из глубины греховной, освободил от сладострастия бренного тела, или из врат смерти и тамошнего тления, или от мирских развлечений. И от брения тины. Ибо во грехах, как в тине, увязают уловленные ими. Ров же страстей есть порок и невежество. И постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя. Апостол Павел говорит, что камень бе Христос (1 Кор. 10, 4). Постави нозе мои, потому что научился я ходить путем угодным Богу, т. е. в деятельной жизни и в правых догматах.

(4). И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему – т. е. закон евангельский. Ибо, достигнув бесстрастия, по обновлении дома нашего, поем песнь новую. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа – потому что проповедь распространена в целом мире.

(5). Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его. Потом и новое нечто присовокупляет для убеждения и говорит: действительно блаженнее всех тот, кому упование – единый Бог и кто не обратил взоры на попечение о настоящей жизни, ибо это – суета, неистовления ложная и напрасные заботы. Целомудренное же неистовление есть такое состояние в настоящей жизни, в котором пророки казались для многих исступленными и которым хвалясь, праведник говорит: рех во изступлении моем (Пс. 115, 2).

И не призре в суеты и неистовления ложная. Итак, блаженным именует того только, кто возложил надежду на Бога, а не того, кто развлекается житейскими попечениями, которые суть и неистовление, и ложь.

(6). Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя. Дела, говорит, совершенные Тобою во время домостроительства, и многочисленны, и чудны. О них и другим возвестил я. И проповедь эта пронеслась по всей поднебесной, потому и уверовавших стало бесчисленное множество.

(7). Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси. Здесь вводится лице Христа, говорящего Отцу: поскольку не восхотел Ты жертвы и приношения и не благоволил принимать всесожжения, совершаемые по закону, то (8) прииду, восприняв на Себя тело, которое сам Ты свершил Мне, потому что Дух Святой и сила Вышнего осенили Святую Деву. Прииду же сотворити волю Твою. Но какая была воля Отчая, как не изъясненная самим Господом, когда сказал Он: се есть воля Пославшего Мя, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день (Ин. 6, 39)? А сказанное: в главизне книжне – толкуется так: главизною евреи называют свиток. Так у Исаии, когда был он научаем таинству вочеловечения Единородного, сказано: npиими себе свиток нов и напиши в нем писалом человечим (Ис. 8, 1). Притом же, уставы Нового Завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез пророка Иеремию: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31, 33), давая тем разуметь, что Церковь приимет Новый Закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его восхощет зело (Пс. 111, 1).

(10). Благовестих правду в Церкви велицей. Великая Церковь есть душа, во всяком народе уверовавшая в Спасителя. Она оправдывается, имея Того, Кто оправдывает нечестивого.

(11). Правду Твою не скрых в сердце моем. Разумеет правду, Им проповеданную, правду, которая выше закона и сени. Сказанное же: разумел еси – значит: усвоил Себе. Истину Твою и спасение Твое рех – т. е. не умолчал, не удержал в Себе истины Твоей. Истиною же называет евангельскую проповедь. Но не скрыл и спасения Твоего, т. е. пути к дарованному Тобою спасению или благодати, приемлемой верою. Сонмом же многим именует Церковь, собранную из израильтян и язычников. Ибо Христос разумной природе открывает учение о милости и истине и учение о спасении. И учение об истине человек обретает в учении созерцательном, а о спасении – в деятельном.

(12). Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене. После того, как Христос научил тайне домостроительства, вводится лице Израиля, пребывшего в неверии. Ибо, как не веровавший Божию милосердию и за это презренный и испытавший всякое бедствие, приходит он в раскаяние, умоляя о щедротах. Указывается же и на призвание израильтян, которое будет в последнее время. Милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Исповедуем, что Ты – спасавший и защищавший нас древле. И Церковь Божия, получив спасение, снова просит о промышлении Божием, по причине всякого рода нападений от людей и демонов, о которых упоминает в последующих словах.

(13). Яко одержаша мя злая, имже несть числа. Описывает бедствия, постигшие их после того, как не уверовали во Христа. Умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Это подобно тому, если бы кто сказал: я то же, что человек, у которого нет ума или сердца. Ибо израильтяне стали людьми буими и немудрыми.

(15). Да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая. Так вопиет Израиль на врагов мысленных или на книжников и фарисеев, злоумышлявших против спасения души его, когда говорили они о Христе – то: не изгонит бесы, токмо о веельзевуле (Мф. 12, 24), то: беса ли имаши? Кто Тебе ищет убити? (Ин. 7, 20)

(18). Аз же нищ есмь и убог. Господь попечется о мне. Исполненный великой дерзости Израиль, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим и уже соглашается с тем, что и ему упование – Господь.

Помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни. К сему-то концу, говорит, придет Церковь, прежде обнищавшая и великую бедность терпевшая в мире, но обогатившаяся Твоею силою и прославленная Твоею помощью, о чем и просит Бога, чтобы не закоснел; в сем, по прошению ее, и не коснит Он, как сказано: идый приидет, и не умедлит (Авв. 2, 3).