Шрифт:

Толкование на псалмы. Святитель Афанасий Великий

Псалом 84. В конец, сыном Кореовым, псалом

Содержание

В этом псалме изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов. Псалмопевец вводит также и народ иудейский, который, по призвании язычников, исповедуется, в чем прегрешил, и просит, чтобы и ему сподобиться чрез Христа милости.

(2). Благоволил еси, Господи, землю Твою. Ибо дейст вительно Бог и Отец благоволил возглавити всяческая о Христе (Еф. 1, 10). Возвратил еси плен Иаковль. Ибо проповедовал сперва иудеям, что искупит многих от постигшего их духовного плена. Это, по прочтении пророчества Исаии, в котором сказано: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение (Ис. 61, 1), – и выразил Спаситель, сказав: днесь сбыстся писание это во ушею вашею (Лк. 4, 21). Ибо Он, разрешив узы наших грехов, соделал, что перестали мы служить прелести многобожия и демонам. Здесь заключается пророчество о том и другом: и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной. И все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносить сторичный плод.

(3). Оставил еси беззакония людей Твоих – т. е. чрез веру соделавшихся Твоими людьми. Разумеет же обратившихся из язычников, по сказанному пророком Захарией: в той день прибегнут ко Господу языцы мнози, и будут Ему в люди (Зах. 2, 11).

(5). Возврати нас, Боже спасений наших. Начинает воссылать молитву от лица народа иудейского, который просить и его сподобить благодати.

(8). Яви нам, Господи, милость Твою. Когда воцарившийся Кир персидский, по пророчеству Исаии, дал Иудеям позволение возвратиться из плена, спешат они достигнуть отечества, а поэтому умоляют Бога по человеколюбию Своему, даровать им скорое спасение. Поспеши, говорят, Владыко, явить нам благость Твою, да сподобимся спасения Твоего и освобождения отсюда. Поэтому пророк, как от лица их принесший моление это, ожидает от Бога ответа, и говорит: (9) услышу, что речет о мне Господь Бог. И пророк, кончив молитву, в безмолвии ожидает ответа этого от Духа.

(10). Обаче близ боящихся Его спасение Его. Пророк в ожидании ответа, какой услышит от Бога о роде своем, познает то, что Бог готовь быть близ всех, если только возлюбят страх Божий. С возлюбившими же его будет то, что вселятся в славе. Вселиши славу в землю нашу. Этим означает домостроительство Единородного во плоти. Ибо Он был нам от Бога Отца правда и мир, и милость, и истина (1 Кор. 1, 30). Он, помиловав нас, научил истине, соделал праведными, умиротворив всяческая в Себе, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 20).

(11). Милость и истина сретостеся. Ясно проповедует Истину, воссиявшую миру от Богородицы и Приснодевы. Ибо Христос есть Истина, хотя и родился от Жены. Правда и мир, явственным образом, облобызастася ради Истины, воссиявшей миру от Приснодевы Богородицы.

(12). И правда с небесе приниче. Подобно сему сказанное Деве: Дух Святый найдет на тя (Лк. 1, 35) и пр.

(13). Ибо Господь даст благость. Когда, говорит, по преизбытку благости Господь воссияет сущим на земле, тогда и мы – мысленная земля – принесем духовные плоды правды.

(14). Правда пред ним предъидет. Сказав, что мысленная земля даст плод, научает, как даст его. Как же именно? Не под тем ли условием, что правда, предварив делающего благое на пути, ведущем в горнее, направить стопы его в шествии путем этим?