Шрифт:

Толкование на псалмы. Святитель Афанасий Великий

Псалом 86. Сыном Кореовым, псалом песни

Содержание

И этот псалом воспевают опять сыны Кореевы о Церкви, проповедуя в нем призвание язычников, а также, что в Церкви воссияет Единородный по домостроительству воплощения.

(2). Основания его на горах святых. Его, т. е. народа, призванного чрез веру. Разумеют же, что народ из язычников основан на основании апостолов и пророков.

Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Вратами Сионскими называет предварительное и первоначальное учение Церкви, а селениями Иаковлевыми – подзаконное служение. Поэтому говорит, что евангельское житие приятнее Богу служения подзаконного.

(3). Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Град есть Церковь. Что же преславное изглаголано о ней кроме того, что в ней вселится Единородный, по сказанному: зде вселюся, яко изволих и (Пс. 131, 14)?

(4). Помяну Раав и Вавилона. Добрую, говорит, сохраню память о тех, которые обращаются ко Мне, хотя прежде без меры предавались сластолюбию и служили идолам. Ибо это дает разуметь псалмопевец, именуя Раав и Вавилон. И се иноплеменницы, и Тир, и люди Ефиопстии. Слово это ясно учит нас, что Церковь составлена из всех народов.

(5). Mamu Сион речет: человек, и Человек родися в нем – т. е. в Сионе, названном матерью; очевидно же, что мы, уверовавшие, припишемся к Сиону, т. е. к Церкви, в которой – Человек, или Тот, Кто основал ее; а это есть нас ради Соделавшийся человеком и давши обетование, что на камени обоснует Церковь.

(6). Господь повесть в nucaнии людей и князей – т. е. Господь поведает о писании тех людей и князей, которые будут принадлежать самой Церкви. О каком же писании? Не о написании ли на небесех, о котором Сам им поведает, сказав: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10, 20)?

(7). Яко веселящихся всех жилище в Тебе. Когда, говорит, в Тебе будет жилище всех принадлежащих Церкви, тогда исполнятся они веселья.