Шрифт:

Толкование на псалмы. Святитель Афанасий Великий

Псалом 94. Хвала песни Давиду, не надписан у еврей

Содержание

Здесь сонм святых увещевает непокорных израильтян приступить ко спасению, дарованному Христом, показывая, что будут услышаны, если припадут к Нему; потому что Он Творец и любит собственное Свое дело. А после увещания святых вводится лице и Самого Святого Духа, повелевающего непокорным не подражать неверию отцов.

(1). Приидите, возрадуемся Господеви. Святые повелевают непокорным, призывая их к радованию, идти как бы на праздник, чтобы убедить их тем. Воскликнем Богу, Спасителю нашему. Хорошо сказано: воскликнем – т. е. пришедши, воспоем победные песни. Ибо восклицание есть песнь о поражении врагов. Дает же сим псалмопевец разуметь, что Христос, вступив за нас в брань с сопротивными силами, низложил их.

(2). Предварим лице Его во исповедании. Как бы так говорит: прежде нежели воссядет на суд, предварим исповеданием лицо Его, т. е. Сына, и приобретем Его к себе благоволение. В таком случае и вам обратится это во благо; потому что исповедание имеет добрый конец. Это-то и значат слова: во псалмех воскликнем Ему.

(3). И Царь велий над всеми богами, т. е. над уверовавшими и как бы в воздаяние за то принявшими право именоваться богами, по сказанному: се дах тя бога Фараону (Исх. 7, 1). Если принесем исповедание, то не обманемся в уповаемом, потому что Бог ущедрит нас как собственный Свой народ.

(5). Яко Того есть море. Показывает, что Бог как Зиждитель всей твари видимой и невидимой не презрит создания Своего, припадающего к Нему в исповедании.

(6). Приидите, поклонимся и припадем Ему. Святые именуют себя поклоняющимися и плачущими, чтобы слушателей соделать тем более ревностными к исповеданию.

(8). Днесь аще глас Его услышите. Здесь Сам Господь начинает увещевать, чтобы они были благопокорны, а не таковы, какими показали себя отцы их в пустыне.

По дни искушения в пустыни, (9) идеже искусиша Мя отцы ваши. Ибо искушали иногда Бога, ходя путем иным, а не правым путем Господним.

(11). Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой. Писание указывает нам на троякий покой: первый покой – плотской, покой субботний; второй покой – восшествие в землю обетования, каким упокоил их Иисус (Навин); и третий покой – небесный, который здесь и имеет в виду слово. Да и не было нужды упоминать о других, если этот есть истинный покой. Поэтому дается разуметь, что истинный покой есть, по исшествии из мира этого, вселение в горних обителях.