Шрифт:

Толкование на псалмы. Святитель Афанасий Великий

Псалом 102

Содержание

Народ новый из язычников этим псалмом поучается песнословить Бога, великого Благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава воскресения.

(1). Благослови, душе моя, Господа. Сам себя возбуждает к песнопению, в благословении Бога предлагая себе наилучшее средство к своему спасению. А тем, что Бог готов помиловать людей, избавив их от тления и даровав им Небесное Царство, прославляется правда Его на суде. Поэтому предлагаемое песнопение приличествует всем. И вся внутренняя моя имя святое Его. Словом же «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостью и всем помышлением.

(2). Благослови, душе моя, Господа. Продолжает убеждать себя к песнословию, зная, что обязан воздавать этим за великие Божии благодеяния, потому что кто памятует благодеяния Божии, тот не перестанет песнословить это. И не забывай всех воздаяний Его, потому что за великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого-то не должны мы забывать.

(3). Очищающего вся беззакония твоя. Вот каковы воздаяния нам Божии: во-первых, Бог установил очищение грехов наших; во-вторых, уврачевал немощи наши; в-третьих, избавил жизнь нашу от истления, изгладив грех; в-четвертых, явив свойственное Ему человеколюбие и милость и щедроты, увенчал нас дарованием сыноположения; в-пятых, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя Самого – истинный Хлеб Жизни.

(5). Обновится яко орля юность твоя – потому что Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние.

(6). Творяй милостыню Господь, и судьбу всем обидимым. Сей Господь, по милости Своей даровавший нам все теперь исчисленное, есть Тот самый, Который древле судил праведный суд, избавил сынов Израиля из Египта, Моисею и всему народу дал ведение заповедей Своих.

(8). Щедр и милостив Господь. Ибо это было причиною такого благодеяния Божия и древле и ныне, как говорить и Моисей: Господь долготерпелив, и многомилостив, и истинен, творяй милость в тысящи (Исх. 34, 6-7). Итак, силы Свои, названныя (7) путями и добродетели, с каковыми править всем, сказа Моесеови.

(9). Не до конца прогневается. Хотя и прогневался за преступление Адамово и род наш осудил на смерть, однако же, не до конца простирает гнев Свой, потому что в последние времена воссиял Он во отметание тления (Евр. 9, 26).

(14). Яко Той позна создание наше. Ибо ущедрил как собственное Свое создание и дело рук Своих.

(17). Милость же Господня от века. Это подобно сказанному: творяй милость в тысящах боящимся Меня (Исх. 20, 6).

(18). И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его. Ибо как Святый во святых почивает, т. е. в Ангельских Силах.

(19). Господь на небеси уготова престол Свой. Хотя почивает в горних духах, однако же и земное недалеко от Царства Его, потому что как Бог властительствует Он над всем. И царство Его всеми обладает. Сказано же: всеми обладает, а не царствует над всеми, потому что не все достойны Его Царства. А потому Небесное Царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни и державствует Господь над достойными.

(20). Благословите Господа, вcu Ангели Его. Учит этим, что народ, приступающий к вере как посвящающий себя песнословию будет в одинаковом достоинстве с Ангелами. Ибо, если служение Ангелов состоит в том, чтобы хвалить и прославлять Бога, а это же самое повелевается делать душе, т. е. всегда славословить, то явно, что она сподобляется и того же достоинства. Ибо у кого занять одно, у тех одинаково и достоинство.

(21). Благословите Господа, вся силы Его. Не Ангелы только призываются к хвалению, но и всякий другой, какой только есть, Небесный Чин: Престолы ли то, Начальства ли, Власти ли, Господства ли. Все же сии Чины означил нам словом: силы.