Шрифт:

Толкование на псалмы. Святитель Афанасий Великий

Псалом 134

(1). Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. И сей псалом сказуется только еще руководствуемым и повелевает им: хвалите Господа – потому что слово аллилу толкуется: «хвалите», а слово иа – «Господь».

(3). Хвалите Господа, яко благ Господь; пойте имени Его, яко добро. Побуждает их к псалмопению после того, как предавались в Египте идолослужению. Были же они потомки Иакова и призваны славословить Бога. (4). Израиля в достояние себе – т. е. в достояние по преимуществу, ибо все провидящий ум есть Израиль.

(5). Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги. По зиждительной силе познал я, что Он – Господь.

(6). В морях, и во всех безднах. (7). Возводя облаки от последних земли. Говорит это потому, что землю отвне объемлют моря, из которых возводить облака. Молнии в дождь сотвори. И это есть знамение боголепной силы – смешивать вместе огнистые молнии и воду. Изводяй ветры от сокровищ Своих. Словом «сокровища» изобразил непостижимость для людей природы ветров. Подобно же это сказанному Господом: дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет (Ин. 3, 8).

(8). Иже порази первенцы египетския, от человека до скота. Последнюю язву поставил на первом месте, потому что после нее получили свободу. Говорит же и о скотах, потому что для человека сотворены они и за него наказываются; а поэтому, для увеличения страха дается разуметь, что язва послана от Бога.

(15). Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. После того, как доказал и прославил Божий Промысл, поскольку ведет речь с рабами, недавно еще пришедшими от язычников, кстати присовокупляет и обличение тех богов, которых почитали они древле. Как бы так говорит: яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Он сотворил многие и великие дела, а ваши прежние боги – мертвые и бесчувственные только идолы. Им подобны да будут и делающие их. Ибо как не окаменеть душою тем, которые покланяются неодушевленным? И кого выше по обычаю наименовал богами, тех посрамляет теперь и называет идолами, унижая самым указанием на то, из какого вещества и кем они сделаны.