Шрифт:

Объяснение священной книги псалмов. Прот. Григорий Разумовский

Псалом 69. В конец, псалом Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу

   Псалом этот есть не что иное, как молитва о помощи Божией в борьбе с опасными врагами, а потому он и внесен святой Церковью в состав церковного богослужения: словами этого псалма на великом повечерии и на полунощнице субботней Церковь молит Бога о даровании христианам помощи против видимых и невидимых врагов, воюющих на них во дни и в нощи. Псалом этот написан Давидом и почти буквально входит в состав Пс.39 (ст. 14—18), который написан также Давидом и состоит из благодарения (ст. 2—12) и молитвы.

Пс.69:1 ,

   составляющий надписание этого псалма, читается так: В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу. Последних слов: во еже спасти мя Господу — нет ни в еврейской, ни в греческой Библии, и потому блж. Феодорит о сих словах делает такое замечание: «Сего не нашел я в некоторых списках, даже ни в еврейском, ни у других переводчиков. Впрочем, согласно сие с мыслию, содержащеюся в псалме, потому что пророк просит в нем спасения и избавления от враждующих» [6, с. 326—327]. Слова в воспоминаниедают мысль о том, что св. Давид выделил из 39–го псалма его молитвенную часть (ст. 14—18) и составил из нее особую песнь, как для себя, чтобы чащевоспоминать ею о грехе своем и обращаться с молитвою к Богу о помощи, так и для других молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве о помощи.

Пс.69:2—3 Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.

   Стихи эти почти буквально сходны с 14–го и 15–го стихами Пс.39 и отличаются: а) в том, что в этом псалме св. Давид употребляет оба имени Божий: и Бог (Элогим, Сущий, Вечный), и Господь (Иегова, , Dominus), тогда как в 39–го псалме он называет Его одним именем — Господь; б) здесь прибавлено слово потщися — которого нет в 39–го псалме и которое значитпоспеши — то же, что и в помощь мою вонми, т. е.: поспеши мне на помощь; в) здесь нет находящихся в 15–м стихе 39–го псалма слов вкупе… и изъяты ю…; но слова сии ничего особого не прибавляют к содержанию и смыслу, какие заключаются в изречениях сих стихов.

Пс.69:4 Да возвратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже.

   Стих сей соответствует 16–му стиху 39–го псалма, который читается так: Да приимут абие студ свой глаголющий ми: благоже, благоже. В том и другом псалме разными словами выражены одни и те же мысли и чувства, а потому и объяснение настоящего стиха нужно смотреть в соответствующем ему месте.

Пс.69:5 Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущий тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое.

   Объяснение сего стиха см. в Пс.39, стихе 17, с которым он сходен буквально, за исключением слов: Господи, и да рекут, замененных здесь словами: Боже: и да глаголют.., с которыми первые имеют одно и то же значение.

Пс.69:6 Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни.

   Изречением сего стиха: Боже, помози ми — заменены в соответствующем ему стихе 18 Пс.39 слова: Господь попечется о мне, — а словами: Избавитель мой… Господи — заменены слова: Защититель мой… Боже мой…. В сущности, смысл и значение в тех и других словах и изречениях — одни и те же. Несмотря на свое царское достоинство и соответственное сему богатство, св. Давид признает себя нищим и убогим, желая тем показать ничтожество нашей греховной природы и нашей временной жизни и научить смирению, которое низводит благодать Божию на человека (Иак.4:6): «Чем более ты велик на земле, тем более смиряйся и покоряйся, и обрящешь тем благодать у Бога». Умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, св. Давид называет себя нищим и бедным в видимом мире, а потому и просит и надеется получить скорую помощь от Бога. Не закосни — здесь то же, что потщися (ст. 2), т. е. «ускори, Господи, не умедли с Своею помощью».