Шрифт:

Объяснение священной книги псалмов. Прот. Григорий Разумовский

Псалом 92. В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду

   В нашей славянской Псалтири и в Библии последнего синодального издания сему, 92–му, псалму предшествует следующее надписание: В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду. По свидетельству блж Иеронима, Евфимия Зигабена и др., этого надписания нет в еврейской Псалтири, и внесено оно в Библию или LXX толковниками, или позднейшими переводчиками для того, чтобы показать, что в иудейской синагоге псалом сей употребляли для пения в день, предшествовавший субботе, когда населилась, или стала обитаема, земля: так как в сей (шестой) день закончено сотворение мира и всех живущих на земле. И вот те, которые присовокупили к псалму это надписание его, думая, что псалом сей составлен Давидом, присовокупили и эти слова: хвала песни Давиду.

   И в содержании сего краткого псалма также нет ясных и определенных указаний на то, что он принадлежит именно Давиду, а не другому какому–либо составителю. Видно только, что это действительно хвалебная песнь Богу, воспевающая величие, красоту и могущество Творца вселенной.

Пс.92:1 Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясался: ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

   Господь Бог, как Творец и Вседержитель мира, всегда царствовал во вселенной но люди, пребывающие во тьме неверия и заблуждения, не всегда верили и в большей части не признавали Его как Царя мира. Только с пришествием на землю Сына Божия, Спасителя мира, люди познали и уверовали в Бога как Царя всего мира. Таким образом, изречения сего псалма: Господь воцарися и проч., — являются пророческими о Христе, Сыне Божием. Своим Божественным учением, страданиями, смертию и воскресением Он основал Церковь Свою на земле, или — что то же — приобрел Себе царство непоколебимое и вечное; великими чудесными действиями, особенно же Своим воскресением из мертвых, Он облекся красотою, славою и могуществом (в лепоту облечеся), чем и показал себя Царем не только по Божеству, но и как Человек, Сын Человеческий. Почему Он и говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Лепоту, в которую облексяХристос, можно понимать и буквально. Так как Иисус Христос, когда был умерщвлен, то не имел, по словам пророка Исайи, ни вида, ни величия; Он был презрен и умален пред людьми (53:2—3), а по воскресении Своем Он оделся в благолепие и несравненную красоту нетления: облечеся Господь в силу и препоясася. Этими словами, по мнению св. Афанасия Александрийского, означается низложение сопротивных, которое Господь и совершил, как бы восприняв на себя воинский вид [3, с. 307—308]. На основании апостолов, как бы на твердом камне, Господь создал Церковь Свою по вселенной и утвердил ее Своею Божественною силою, так что «и врата адова не одолеют ее» (Мф.16:18). Другими словами, для распространения Царства Своего Господь Иисус Христос препоясался проповедию апостолов и чрез них утвердил вселенную в истинной вере, которую и самые врата ада не могут поколебать (яже не подвижится).

Пс.92:2 Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси.

   В сих кратких изречениях заключается несколько мыслей. Под именемпрестола Божияразумеется царствование и управление Господа Бога во вселенной. Готов престол Твой — это значит, что власть Божия над миром, заключающаяся в Его царствовании, управлении и суде по всей вселенной, стоит твердо, упрочена оттоле, т. е. от начала создания мира. Согласно с сим о престоле Бога и о царствовании Его говорит пророк и в другом псалме (102:19): «Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает». Оно существует вечно, без начала (Пс. 89:3), как вечен и безначален Сам Бог: от века Ты еси.

Пс.92:3—5 Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя: возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.

    Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь. Сказав о Царстве Божием в мире и о престоле Царя Небесного, пророк изъясняет силу сего Царя чрез сравнение ее с силами природы видимой, проявляющимися в реках и в морях. Воздвигоша реки, в переводе с еврейского, — в настоящем времени: «возвышают реки голос свой». Стремительное течение рек сопровождается сильным шумом и производит нередко наводнения и разрушения, особенно в тех местах, где они встречают на своем пути какие–либо препятствия, так что после этих разрушительных действий, производимых течением рек, остаются следы разрушений (возмут реки сотрения своя). Еще сильнее и гораздо страшнее бывает шум волнений и течений морских: от гласов вод многих. Это же самое выражено и в псалме 28 (ст. 3): «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих». Указав на реки и моря, и на великую силу течения и волнения вмещаемых в них вод, пророк обращает взор на Самого Виновника существования рек и морей. Как ни удивительны реки, как бы так говорит он, как ни сильны волны морския, производящие шум своим течением, но они ничтожны в сравнении с величием Божественного всемогущества, которое все эти реки и моря держит в своей власти и силе и всеми ими управляет, что и выражено словами: дивны высоты морския, но еще более дивен в высоких (живущий на небесах) Господь. По изъяснению св. Афанасия Александрийского, реками пророк называет здесь св. апостолов и евангелистов, напояющих души человеческие духовными водами Евангелия. Он говорит, что апостолы возвысили голоса свои, когда явно, открыто и с дерзновением проповедовали людям Евангелие, по всей вселенной [3, с. 308].

Пс.92:6 Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

    Свидения вообще значит «свидетельства»; здесь разумеются различные обетования и пророчества, записанные богодухновенными писателями в книгах пророческих. О них пророк и говорит здесь, что все обетования Божии и проречения оказались совершенно верными (свидения твоя уверишася зело), так что не могут возбуждать никакого сомнения, потому что все они исполнились и исполнятся в совершившихся событиях. И все они сохраняются в Церкви Божией, которая для того и основана на земле, чтобы приводить людей ко спасению (Есрес. 5:25—27). Она есть Дом Божий, предназначенный для того, чтобы быть ему «столпом и утверждением истины» на вечные времена (1 Тим. 3:15); в ней пребывает Своею благодатию Святейший Святых (Мф. 28:20), и потому сему дому Божию подобает (принадлежит) святыня в долготу дний.