Шрифт:

Объяснение священной книги псалмов. Прот. Григорий Разумовский

Псалом 104

   Вместо надписания над сим псалмом поставлено слово Аллилуия, что значит: хвалите Господа. Это сделано, говорят, LXX толковниками для показания того, что сей псалом всем содержанием своим возбуждает чувство хвалы и благодарения Богу, за различные милости и благодеяния к народу израильскому, во время его пребывания в Египте и выхода из сей страны. Псалом сей можно назвать историческим псалмом, потому что в нем описываются чудеса Божии, сотворенные для народа израильского, начиная от родоначальника его, патриарха Авраама, до времени вступления сего народа в землю Ханаанскую, обетованную.

   Некоторые из изречений сего псалма (от 1–го до 15–го стиха) вошли в состав 16–й главы 1–й книги Паралипоменон, в несколько измененном виде, под именем песни (ст. 8—22). По повествовательному характеру своему псалом сей имеет большое сходство со следующим за ним 105–м псалмом и составляет как бы первую половину его. Так как вышеназванная глава книги Паралипоменон содержит песнь, составленную из первой половины псалма 104(ст. 1—15), из псалма 95 и трех стихов (1,47 и 48) псалма 105, и относит эту песнь ко времени Давида, а искусственное составление этой песни по сличении ее с указанными псалмами очевидно, — то можно с несомненностью полагать, чтопсалом 104, равно как и 105, воспеты были в утешение и ободрение иудеев, во время плена вавилонского, кем–либо из находившихся там певцов Асафовой фамилии, и, следовательно, составлена была и самая книга Паралипоменон, или даже по возвращении из плена. Таково мнение позднейших ученых исследователей Псалтири, как, например, протоиерея Н. Вишнякова (см. книгу его «О происхождении Псалтири») и др.

Пс.104:1—3 Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его: воспойте Ему и пойте Ему, поведите вся чудеса Его. Хвалитеся о имени святем Его: да возвеселится сердце ищущих Господа.

   Проникнутый чувством глубокой благодарности к Господу Богу за все милости и благодеяния Его народу израильскому, в особенности же за то, что сохранил его от притеснения и обид разных народов и царей и ввел их в обетованную землю, о чем будет вспоминать и рассказывать после, псалмопевец призывает всех к прославлению и призыванию имени Его. Исповедайтеся Господеви здесь значит то же, что «прославляйте Господа», апризывайте имя Его — значит не только «молитесь Ему», или «призывайте имя Его в молитве», а — «провозглашайте имя Его», как читается по переводу с еврейского, т. е. провозглашайте так, чтобы вместе с тем возвещать в народах о делах Его. Воспойте и пойте Ему (лат. cantate et psallite, греч. ), всякими возможными способами пойте о Нем: и устными песнопениями, и на музыкальных инструментах, и ораторской речью, или проповедью, — повествуйте о всех чудесах Его. Вам, как потомкам патриарха Авраама, дана от Господа Бога честь носить святое имя Его, и вы дерзновенно можете хвалиться этим святым именем Господа. Вы старайтесь ближе стать к Нему, как ближайшие рабы Его. «Служите Ему со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом» (Пс. 1:11). Да возвеселится сердце ищущих Господа. К ищущим Господа принадлежит всякий, кто старается о том, чтобы прежде всего исполнить святую волю Его, чтобы иметь Его всегда благосклонным и покровительствующим во всех делах и начинаниях своих. Всякий, кто такищет Господа, найдет его в сердце своем и возвеселится.

Пс.104:4—5 Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судьбы уст Его.

   Не один раз пророк напоминает людям, призванным к особому служению Господу, каковыми были потомки Авраама и Иакова, о том, чтобы они старательно искали Господа и ревностно служили Ему. И не трудно было им служить, искать и найти Его, во–первых, потому, что Господь находится «близ сокрушенных сердцем», — близок Он «ко всем боящимся Его и призывающим Его во истине» (Пс. 33:19, 84:10, 144:18), во–вторых, потому, что Он Сам обещался жить среда сынов Израилевых, или вообще среди верующих в Него (2 Кор. 6:16;Лев. 26:12), и что Он даже «обитель» Свою устраивает в душах тех, которые «любят и соблюдают слово» Его (Ин. 14:23). «Искать Господа, — по словамИоанна Златоустого, — значит мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел» [7, с 825]. И не только искать Господа Бога убеждает пророк, но и утвердиться в сем искании Бога, или, что то же, в вере в Него. Даже нечто большее и, можно сказать, невозможное, он желал бы видеть между потомками Авраама, говоря: взыщите лица Его выну. Ему, как пророку, известно было, конечно, слово Божие, сказанное Моисею, что «не может человек видеть лице Божие и остаться в живых» (Исх. 33:20), и он, говоря: взыщите лица Его выну, и утвердитеся, — разумеет в сих словах будущее утверждение в вере потомков тех израильтян, к которым обращена эта псаломская песнь и которые (как современники пришествия Христова) в лице Христа, Сына Божия, видели Самого Господа, Бога Отца (Ин. 14:9). Продолжая свою мысль, пророк говорит как бы так: вам и не трудно утвердиться в этой вере, в этом искании Бога, если вы будете помнить (помяните) те чудные и дивные дела, которые Господь Бог сотворил в Египте и после выхода отцов ваших из Египта, а вместе с теми чудесами вспомните и те судбы уст Его, те постановления и заповеди, которые даны и открыты Им в Законе Его. По словам св. Иоанна Златоуста, «…здесь же указывается и путь, по которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти чудеса Его, и законы, и заповеди. А судами здесь, кажется, называет законы на небе и на земле. Ибо по истине не один только человек получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений и все прочее» [7, с 825].

Пс.104:6—11 Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы его. Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и постави ю Иакову в повеление и Израилю в завет вечен, глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего.

   Еще раз пророк настойчиво указывает здесь израильтянам на их особое преимущество пред другими народами, говоря как бы так: вы ведь не то, что другие народы; вы прямые потомки верного Богу Авраама; вы сыны возлюбленного Богом Иакова; вы избранники Божии. И сей Бог есть Господь Бог наш, законы и устные повеления Которого (судбы уст Его) мы должны знать и хранить. Они, эти «судьбы Его по всей земле». «Вечно помнит Он завет Свой, слово, которое поставил на тысячу родов. То, что завещал Аврааму и в чем клялся Исааку». Из этих слов видно, что хотя владычество Бога распространяется на всю вселенную, и судьбы Его видимы повсюду, но народ израильский должен знать и помнить, что он один из всех других народов имеет в Нем особливого для себя Всевышнего Бога, Который, «когда давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел Его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего (Втор. 32:8—10). Это было в Ханаанской земле при Аврааме, которому Бог явился и дал обетование о происхождении от него многочисленного потомства, и самого Мессии, и о том, что отдаст всю эту землю во владение его потомству (Быт.13:15; Евр. 11:8—9). И далее пророк говорит, что все обетования сии были повторены и неоднократно подтверждены при сыне Авраама Исааке и при Иакове, сыне Исаака, которому они даны как повеление, а народу израильскому в завет вечный, которым точно определялось, что земля Ханаанская отдана в вечное владение сему народу, как бы отмеренная ужем (греч. , лат. funiculus — веревка, землемерная цепь), отмежеванная: уже достояния вашего.

Пс.104:12—14 Внегда быти им малым числом, малейшым и пришелцем в ней, и преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины: не остави человека обидети их и обличи о них цари.

   В то время, продолжает свою повесть пророк, когда Господь Бог назначил Аврааму и его потомству жить в земле Ханаанской, они были в малом, незначительном числе: сначала Авраам с женою Саррою и племянником Лотом, потом сын его Исаак с женой и малой семьей его, затем сыновья Исаака — Исав и Иаков, тоже с небольшими их семьями; и все они были люди незначительные, малоизвестные (малейшым и пришелцем в ней): в земле Ханаанской их, как пришельцев и странников, почти никто не знал. Они переходили от одного народа к другому (преидоша от языка в язык), из царства к иному племени, как, например, Авраам уходил на некоторое время в Египет, где, как потом и у царя герарского, подвергался опасности за свою жизнь; Иаков от ненависти и угрозы брата своего Исава удалялся на продолжительное время в Месопотамию. И везде Господь Бог хранил и покровительствовал им: не остави человека обидети их, т. е. не допускал, или никому не позволял, обижать их и обличал за них царей. Так обличил Господь Авимелеха, царя герарского, имевшего поползновение присвоить Сарру, жену Авраама. Бог явился во сне Авимелеху и угрожал ему смертью за Сарру (Быт. гл. 20). А в Египте, куда Авраам уходил из Ханаанской земли, по случаю голода, Господь «поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сарру, жену Авраамову» (Быт. 12:17).

Пс.104:15 Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте.

   Патриархи, или родоначальники, народа еврейского — Авраам, Исаак и Иаков — не были помазанниками Божиими в собственном смысле, в каком впоследствии времени были таковыми цари, первосвященники и пророки, как, например, Давид (см. Пс. 88:21); но они названы здесь помазанниками, как лица, особо освященные Богу, отделенные от мира и посвященные на служение Богу. В том же смысле они названы и пророками, как Авраам, о котором Сам Господь Бог говорил Авимелеху: «Он пророк и помолится о тебе» (Быт. 207). А Исаак и Иаков в собственном смысле предсказывали будущую судьбу своих сыновей (Быт. 27:28; 49:1—28). «Помазанные, — говорит св. Афанасий Александрийский, — суть Авраам и подобные ему, потому что сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова» [3, с. 337]. А блж. Феодорит говорит о сем так: «Нарек же помазанными не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными» [6, с. 502]. Охраняя своих избранников и пророков, псалмопевец говорит не от себя, а от имени Божия, и потому в переводе с еврейского все изречения 15–го стиха поставлены со вносным знаком:»…». Господь Бог так обличал за них царей: «Не прикасайтесь помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».

Пс.104:16—19 И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, дондеже прииде слово его: слово Господне разжже его.

   Прежде, чем исполнилось обещание Господне, данное праотцам израильского народа, о предоставлении в их владение земли Ханаанской, Господь Бог подверг их тяжким испытаниям. Испытания эти коснулись отчасти Авраама и сына его Исаака, а главным образом обрушились они на семейство патриарха Иакова и продолжались в его ближайшем потомстве. Прежде всего Иакова постигло то несчастие, что он, по вероломству сыновей своих, лишился и горько оплакивал любимого сына своего Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство (в раба продан быст Иосиф). Вскоре за тем, по воле Божией, открылся повсеместный голод (и призва Господь глад на землю), заставивший Иакова со всем семейством переселиться в Египет. Голод был настолько силен, что весь хлеб, подкрепляющий человека, истребил (всяко утверждение хлебное сотры) и настолько был продолжителен, что в течение последних пяти лет его не было ни орания, ни сеяния, ни жатвы (Быт. 45:6). В течение всего семилетнего голода сыновья Иакова, по распоряжению отца своего, два раза ездили в Египет для покупки хлеба. Покупка эта производилась непосредственно чрез брата их Иосифа, из раба превратившегося, также по воле Божией, в главного властелина и распорядителя в египетской стране. Но прежде, чем Господь Бог возвысил Иосифа (о чем сказано ниже), ему пришлось много испытать бедствий и страданий, сначала как раба в доме знатного господина, а потом и как темничного узника, заключенного, по клевете преступной жены того господина, в темницу, где «оковами стеснили ноги его, железом стягчена была душа его» (по пер. с евр.). А что всего ужаснее, честнейшая и прекраснейшая душа сего молодого человека страдала от жгучего чувства при сознании тяжкой казни без вины (железо пройде душа его). И эти незаслуженные и тяжкие скорби и страдания Иосифа продолжались до тех пор, пока Господь не одарил его Своим словом (дондеже прииде слово Его) — словом мудрого снотолкователя. Слово Господне разжже его, т. е. не сам собою узнал он тайну снов фараоновых, а божественною мудростию и словом Господним, которое умудрило и воодушевило его. Слову Божию понятие горения приписывается и в других местах Священного Писания (напр., Лк. 24:32; Пс. 384).

Пс.104:20—22 Посла царь и разреши его: князь людий, и остави его. Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему, наказати князи его яко себе и старцы его умудрити.

   После того, как Иосиф, заключенный в темнице и умудренный словом Господним, разумно и удачно истолковал сны бывшим вместе с ним в темнице царским вельможам, царь сделал распоряжение о приведении к нему из заключения Иосифа (посла царь и разреши его); а когда услышал от Иосифа мудрое истолкование своих сновидений, предвещавших семилетний голод, о котором сказано выше (при объяснении ст. 16), и столь же мудрый совет, как предохранить и спасти всю землю египетскую от последствий угрожавшего ей голода, фараон, этот владетель народов, не только освободил Иосифа из темницы (остави его), но и «поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе (яко себе), и старейшин его учил мудрости» (по пер. с евр.). Испытав лично на себе опыты глубокой мудрости Иосифа, царь, без сомнения, уверен был, что «в нем был Дух Божий» (Быт. 41:38), и что его вельможи и старейшины ничего иного не вынесут из ближайшего общения с Иосифом, кроме примеров мудрости и благоповедения, а потому и отдал их всех в его распоряжение (Быт.4144).

Пс.104:23—24 И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришелствова в землю Хамову. И возрасти люди своя зело и укрепи я паче врагов их.

   Здесь, в стихе 23, говорится как будто о двух лицах: Израиле, пришедшем в Египет, и Иакове, переселившемся в землю Хамову. В действительности же здесь не два, а одно и то же лицо — Иаков, сын Исаака и брат Исава, прозванный от Самого Бога другим именем: Израиль, что значит — богоборец. Это новое имя, или прозвание, Иаков получил по случаю борьбы его с Богом, или с ангелом Господним, в ночь пред встречей с братом его Исавом (Быт. 3228). И земля Хамова есть не иная земля, а тот же Египет, который в Священном Писании называется и тем, и другим именем. Патриарх Иаков, получивший от Самого Бога назначение владеть Ханаанскою землею, когда получил от сына своего Иосифа приглашение прийти и переселиться со всем семейством в Египет, недоумевал, не нарушится ли вышеназванное назначение Божие о Ханаанской земле, и можно ли ему идти в землю Хамову, как бы вопреки воле Божией. Но когда получил новое откровение от Бога, чтобы небоязненно шел в Египет, где произойдет от него многочисленный народ, который Господь выведет опять в Ханаанскую землю, Иаков тогда, испросив молитвенно благословение Божие, взял все имущество свое, приобретенное им в Месопотамии и Ханаанской земле, и все свое семейство, состоявшее из семидесяти пяти душ детей и внуков, и немедленно переселился в Египет (Быт. 46:3—7). Это и значат слова: и вниде Израиль во Египет, т. е. начатки многочисленного впоследствии израильского народа переселились на время в Египет; и Иаков со всем домом своим, со всеми рабами и домочадцами перешел на временное жительство (пришельствова) в землю Хамову. Господь Бог весьма размножил народ Свой в Египте (и возрасти люди своя зело) и сделал его сильнее врагов его, т. е. египтян, которые, видя быстрое размножение израильтян, стали опасаться их и враждовать против них.

    Ст. 25, 26 и 27. Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его. Посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе: положи в них словеса знамений Своих и чудес Своих в земли Хамове. С почтением и уважением относились египтяне к Иосифу и единоплеменникам его, пока жив был сам Иосиф и тот царь, который возвысил и помнил заслуги Иосифа, но когда его не стало и когда воцарился новый фараон в Египте, то скоро были забыты все заслуги Иосифа, и египтяне не только стали враждебно относиться к евреям, но и совершенно возненавиделиих. Враждебность сия и ненависть, соединенные с опасением встретить в будущем времени опасных врагов для себя, в лице сынов Израилевых, понудили фараона и народ его употреблять разные хитрости к обессилению и порабощению рабов Божиих (лесть сотворити в рабех Его), сначала чрез принуждение их к тяжким работам над глиною и кирпичом, а потом чрез повивальных бабок, которым дан был тайный приказ умерщвлять, при самом рождении, еврейский мальчиков. Ненависть и притеснения израильтян со стороны египтян достигли крайних пределов, и тогда послал Господь Бог к притесненным Моисея раба Своего и Аарона избраннаго Своего. Всем известна исполненная промыслительных чудес Божиих обстановка рождения и воспитания пророка Божия Моисея. «Взятый из воды» дочерью царя и воспитанный и проживший при царском дворе до сорокалетнего возраста, Моисей оставил ничтожную мирскую славу и ушел в Мадиамскую землю, в которой, по прошествии нескольких лет, получил от Бога особое назначение и повеление идти к фараону, египетскому царю, чтобы предстательствовать пред ним и ходатайствовать об освобождении народа израильского от рабства. Возвратясь в Египет и сойдясь здесь с братом своим Аароном, они объявили народу волю Божию об освобождении угнетенных рабов Божиих. Сначала одному Моисею при горе Хориве, в Мадиамской земле, а потом и обоим, вместе с Аароном, Господь положил словеса знамений Своих, а потом они показали при собрании народа (в них) чудодейственную силу Его и знамения Его в земле Хамовой. Господь Бог наделил Моисея силою творить чудеса, опыт которых он показал сначала пред народом, а потом и пред фараоном. С такою чудодейственною силою Моисей и Аарон предстали пред лице фараона.

Пс.104:28 , 29, 30, 31, 32, 33, 34 и 35. Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса его. Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа, и снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их.

   В этих стихах перечисляются те чудесные знамения, которые Моисей и Аарон, по повелению Божию, совершили пред лицом фараона, в наказание за его упорное сопротивление воле Божией (яко преогорчиша словеса Его). Все эти страшные наказания Божии, в течение почти целого года поражавшие египтян и не касавшиеся несколько домов и поселений еврейских, известны в истории под именем десяти казней египетских. Порядок этих казней, следовавших одна после другой, по изложению псалмопевца, не соответствует, особенно в начале, тому порядку, в каком они изложены у бытописателя в книге Исход (гл. 7—12). Так, например, в книге Исход первою казнию описывается то чудо, когда Моисей, по повелению Божию, «ударил жезлом своим по воде реки», и вода мгновенно «превратилась в кровь», так что всякого рода рыбы, бывшие в реке, вымерли, и нечего было пить египтянам, потому что вода сделалась кровью не только в реке, но и во всех источниках водных, и даже в тех запасах воды, какие имелись в домах. У псалмопевца же эта казнь занимает второе место, а на первом стоит: посла Бог тму и помрачи. А у бытописателя эта трехдневная тьма по всему Египту, кроме домов и жилищ еврейских, описана как девятая казнь (Исх. 10:22—23). И эта несогласованность, или неточность в изложении, произошла, конечно, оттого, что писатель книги Исход описывал события, происходившие при его непосредственном участии в них, так, как они действительно совершались по воле Божией и в хронологическом порядке, а писатель псалмов излагал события в том порядке, в каком они представлялись его поэтическому воображению и вдохновенному настроению, спустя много веков по совершении их. Сказав кратко о тьме, на трое суток помрачившей весь Египет, пророк–псалмопевец говорит о второй казни, превращении воды в кровь и изморении в реках рыб. А в книге Исход это была первая казнь. Затем, по сказанию псалмопевца, настала третья казнь, когда воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. По повелению Божию, данному чрез Моисея, Аарон «простер руку свою на воды» Египетские, и вышли жабы и покрыли землю египетскую в таком множестве, что проникли даже «в сокровищницы (сокровенные жилища, спальни) царей», т. е. родственных лиц царствующего дома. Настало время четвертой казни, и Господь Бог устами Моисея пророка рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Песия мухи, т. е. собачьи мухи, очень язвительные насекомые, которые быстро и со свистом налетали и безотвязно уязвляли, а скнипы — тоже разного рода насекомые, в том числе и мошки, и вши, размножившиеся по всем местам земли Египетской. Погибала земля от песиих мух и насекомых (Исх. 8:24). Но еще не совсем прекратилась эта казнь, как Господь послал на египтян новые — пятую, и затем шестую и седьмую — казни. По сказанию псалмопевца, Господь положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их, по переводу с еврейского, «вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их»; а по сказанию книги Исход (9:23), Господь «произвел гром и град, и огонь разливался по земле». «И побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их». О всех этих трех казнях псалмопевец говорит вместе, как об одной, между тем это были отдельно произведенные казни, каждая в свое время, т. е. град и огонь, и гром, истребившие не только виноградники и смоковницы, но и скот, и людей. О некоторых казнях, как, например, взятие Моисеем пепла из печи, бросание его к нему и произведение чрез это воспаления с нарывами на всех египтян, псалмопевец совсем не упоминает. Дальше говорит он о предпоследней, или девятой казни, когда, по повелению Божию, пришли саранча и гусеницы, которым не было числа, и съели всю траву на земле их, и пожрали плоды, какие оставались от прежнего поражения на полях их. После каждой из описанных казней фараон, как бы раскаиваясь в своем ожесточении, изъявлял свое намерение отпустить израильтян в просимую ими пустыню, но затем опять ожесточалось сердце его, и он опять противился воле Божией.

Пс.104:36—38 И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их: и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленах их боляй. Возвеселися Египет во похождении их: яко нападе страх их на ня.

    Словами 36–го стиха пророк выразил десятую казнь на Египет. Своим ожесточением против дел Божиих, явно клонившихся к покровительству и защите израильского народа, фараон довел себя и народ свой до того, что долготерпеливый Господь Бог поразил в одну ночь всех первородныхегипетских начатки всей силы их. По всему Египту поднялся тогда плач. Фараон, испугавшись гнева Божия, призвал Моисея и велел ему немедленно идти из Египта со всем народом еврейским, которому еще накануне того дня внушено было тайно, чтобы каждый у ближнего своего, и каждая женщина у ближней своей, выпросили «вещей серебряных и вещей золотых» и одежд. И дал Господь милость народу Своему в глазах египтян, и «они давали ему» (Исх 11:2—3). И вывел тогда Моисей израильтян «с серебром и золотом», и тогда как египтяне страдали от многоразличных болезней, израильтяне не знали и не чувствовали никакой болезни, не бе в коленах (в поколениях) их боляй. «Не вопреки справедливости, — говорит блж. Феодорит, — Бог дозволил евреям взять у египтян сребро и злато, а как бы в некую плату за тяжкое рабство, для вразумления обижавших и в утешение обиженных» [6, с. 506]. И все тогда евреи, от мала до велика, со всеми скотами и со всеми пожитками своими, в числе шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей, вышли из Египта, потому что египтяне, не желая терпеть таких тяжких бедствий, каких много уже претерпели, не только не удерживали, но и с радостию отпустили их (возвеселися Египет во исхождении их). Воспоминание о тех ужасных бедствиях, какие они терпели из–за евреев, наводило на египтян страх (яко нападе страх их на ня). По словам блж. Феодорита, «египтяне настолько устрашены были наказаниями всякого рода, что освобождение евреев считали для себя благодеянием» [6, с. 506].

Пс.104:39—41 Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки.

   Итак, несмотря на все опасности и многочисленные затруднения, народ израильский выведен был из Египта. Но и здесь Господь Бог не оставил его без Своей всесильной помощи, и для того, чтобы показать эту помощь, Он не повел народ по прямой дороге к земле Филистимской, которая была близка, а повел дорогою пустынною к Чермному морю (т. е. Суэзскому заливу). Господь шел пред народом днем в «столпе облачном» (распростре облак в покров им), а ночью — в столпе огненном, чтобы освещать и указывать им путь (еже просветити им нощию). По чудесном переходе через Чермное море, когда евреи увидели, что они находятся в пустыне, на них напал страх оттого, что они, по недостатку запасенного хлеба, думали, что должны будут умереть от голода, о чем с ропотом заявили они Моисею и Аарону, которые и объявили им от имени Божия, чтобы не теряли надежда на Бога, что Он не оставит их без Своей помощи. И действительно, по слову Божию, вечером налетели перепелы (приидоша крастели) и покрыли стан. Евреи наловили их и напитались. А на следующее утро был «слой росы» вокруг стана, и когда роса поднялась, то вот на поверхности пустыни что–то круглое, мелкое и белое, как иней на земле, и на вкус оно было, как лепешка с медом. Когда они увидели это, сказали: «Ман–гу? что это?» Моисей сказал им: «Это хлеб, который дал вам Господь с неба» в пищу. Так Господь Бог хлеба небесного насыти я. Когда они стояли станом в Рефидиме, близ горы Хорива, и не было у них воды, тогда опять с ропотом требовали от Моисея воды. Господь повелел Моисею ударить жезлом по скале. Моисей исполнил повеление Божие, и Господь разверзе камень, и потекоша воды, в безводных местах потекли реки.

    Ст. 42, 43, 44 и 45. Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему. И изведе люди Своя в радости и избранныя Своя в веселии. И даде им страны язык, и труды людий наследоваша: яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут. В словах 42–го стиха указывается причина того, почему Бог так милостив был к народу израильскому, который всегда был груб и непослушен и так часто выражал ропот и непокорность воле Божией. Яко помяну, т. е. «ибо помнил Он (Господь Бог) (по пер. с евр.) святое слово Свое к Аврааму рабу Своему». А слово это заключалось в том обещании, данном от Бога Аврааму, что Он умножит потомство его, как звезды небесные и как песок на берегу моря (Быт. 22:17), и отдаст сему потомству во владение всю землю Ханаанскую, т. е. Палестину. Далее пророк говорит о радости и веселии, — тех чувствах, какие люди Божии, избранные его, восчувствовали в сердцах своих по чудесном изведении их из Египта. И как было не радоваться и не веселиться тому народу, который так недавно стенал под тяжким игом рабства, а теперь увидел и почувствовал себя совершенно свободным? В таких чувствах радости и веселия Моисей и все сыны Израилевы воспели Господу Богу благодарственную песнь: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море» (Исх. 15 и пр.). Услышали о погибели фараона народы и затрепетали. Тогда Мариам, сестра Ааронова, взяла в руку свою тимпан, за нею вышли и все женщины с тимпанами и воспели такую же благодарственную песнь Богу. После того, опустив 40–летнее странствование евреев по пустыне, дарование Закона на горе Синае, устроение скинии и многие чудеса, совершенные здесь Богом, а также кончину Моисея и введение израильтян преемником его, Иисусом Навином, в землю Ханаанскую, и завоевание этой земли (о чем более пространно говорит в следующем, 105–м, псалме), пророк кратко упоминает о том, что Господь Бог отдал во власть евреев страны языческих народов и все то, что эти народы приобрели трудами рук своих, и что все это Господь соделал для того, чтобы они, потомки Авраама, соблюдали уставы Его и хранили законы Его (яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут).