Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 2. Видение, в котором видел Господа среди семи светильников золотых, одеянного в подир

Откр.1:10–11. «Бых в дусе в день недельный, и слышах за собою глас велий яко трубы, глаголющия: Аз есмь Алфа и Омега, первый и последний. И яже видиши, напиши в книгу, и посли (седьми – επτα – Компл. Библ.) церквам, яже суть в Асии: во Ефес и в Смирну, в Пергам и в Фиатир, и в Сардис и в Филадельфию, и в Лаодикию».

Объятый Духом Святым, и приобретя духовный слух, в день Господень, чтимый ради воскресения, услышал он голос, по обширности своей подобный трубе, (ибо во всю землю изыде вещание их) указывающий на безначальность и бесконечность Бога, обозначая Его Альфой и Омегой, – этот же голос повелел разослать виденное семи церквам, седмеричным числом указывая на субботствование (покой) будущего века. Почему созданы Богом и семь небес, и семь Ангелов, начальственных над прочими, как написал великий Ириней.

Откр.1:12–13. «И обратихся видети глас, иже глаголаше со мною: и обратився видех седмь светильников златых. И посреди седми светильников подобна Сыну человеку, облечена в подир, и препоясана при сосцу поясом златым».

Что голос, который услышал он, не был чувственный голос, сие объясняет он, говоря: обратихся, не за тем, чтобы слышать, а за тем, чтобы видеть голос. Ибо духовное слышание и видение есть одно и тоже. Обратившись же, говорит, он видел семь светильников, которые назвал церквами, и посреди их Христа, подобного человеку, потому что вместе и Бог Он, а не простой человек, облеченного в подир, как Верховного Архиерея по чину Мелхиседекову, и золотым поясом препоясанного, не по чреслам, как прочие люди для обуздания удовольствий (ибо для них недоступна Божественная плоть), но по груди, при сосцу, чтобы показать, что и последний праведный и Божественный гнев удерживается человеколюбием, и что Божественная истина препоясует два завета, сии Владычнии сосцы, от коих питаются верные. Пояс называется златым по причине честности и чистоты, и нескрытности.

Откр.1:14. «Глава же Его и власи белы, аки ярина белая, якоже снег: и очи Его яко пламень огнен».

Хотя Он и недавно был для нас, но Он древний, лучше же предвечный; ибо сие означают белые власы, очи же Его как пламень огня, святых просвещающие, а нечестивых попаляющие.

Откр.1:15. «И нозе Его подобни халколивану, якоже в пещи разжженны».

Под ногами и Божественный Григорий разумел домостроительство по плоти, ибо ноги Его суть плоть, которой снизошло к нам Божество и соделало наше спасение. Ноги же суть и Апостолы, как подпоры Церкви. О халколиване врачи говорят, что это благоуханный фимиам, который у них называется сильным, мужеским. И иначе, халк (медь) означает человеческую, а ливан – Божескую природу, а вместе означается сими словами и благоухание веры и неслиянное единение естеств. Или: халк означает благозвучие проповеди, а ливан – обращение язычников, почему повелевается прийти и невесте. Ноги Христовы суть и Апостолы, в пещи искушений разожженные по подражанию Учителю.

Откр.1:15–16. «И глас Его яко глас вод мног: и держа в руце своей десной седмь звезд: и из уст Его меч обоюду остр изострен исходяй: и лице Его якоже солнце сияет в силе своей».

(Правильно говорить, что голос Его как голос вод многих). Ибо один и тот же голос у Него и у Духа, которым от чрева верующих истекают реки воды живой, и вовсю землю ясный издают звук. Семь звезд ниже он называет Ангелами церквей; мечем обоюду острым называет он отлучение нечестивых, рассекающее глубже всякого меча обоюду острого, или меч Духа, рассекающий внутреннего нашего человека. Лице Его сияет как солнце, являя не чувственный, а духовный свет. Ибо Он есть Солнце правды, сияющее Своей собственной силой и властью, не как чувственное солнце, которое, будучи тварью, светит Богодарованной силой и по Божескому повелению.

Откр.1:17–18. «И егда видех Его, падох к ногама Его яко мертв: и положи десницу свою на мне, глаголя ми: не бойся: Аз есмь первый и последний. И живый, и бых мертв, и се жив есмь во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти».

Когда Апостол, по немощи человеческого естества, потерпел тоже, что Навин и Даниил, Христос укрепил его, сказав: не бойся, ибо Я не убить тебя пришел. Будучи безначален и бессмертен, ради вас был мертв, (и имею ключи смерти и ада, т.е. смерти телесной и душевной).

Откр.1:19–20. «Напиши убо, яже видел еси, и яже суть, и имже подобает быти по сем. Таинство седми звезд, иже видел еси на деснице Моей, и седмь светильников златых: седмь звезд, Ангели седми церквей суть: и седмь светильников, яже видел еси, седмь церквей суть».

Поелику истинный свет есть Христос, потому обо- гащенные Его просвещением суть светильники, как просвещающие тьму настоящей жизни. Светильниками собственно называются церкви, как имеющие светила, держащие слово жизни, по Апостолу. Светильники же и свещники суть златые – по честности и непорочности их веры. У каждой (церкви) из них существует Ангел Хранитель, и Богослов Григорий, имея в виду настоящую главу, их назвал звездами по светоносности и чистоте.