Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 3. Написанное Ангелу Церкви Ефесской

Откр.2:1. «Ангелу Ефесския церкви напиши: тако глаголет держай седмь звезд в деснице своей, ходяй посреде седми светильников златых».

Говорит с Церковью через Ангела, как бы говорил кто с наставляемыми через наставника. Ибо учитель обыкновенно к себе относит то, что принадлежит ученику, – будут ли то ошибки, или успехи, так как старается сравнять с собою ученика. Под семью звездами или Ангелами, которые находятся в упоминаемых Блаженными Иринеем и Епифанием семи небесах, можно разуметь управление небесными чинами, содержимое десницей Христа, которой держатся и концы земли. Ходит Он среди Церквей, по Своему обетованию.

Откр.2:2–5. «Вем твоя дела, и труд твой, и терпение твое, и яко не можеши носити злых, и искусил еси глаголющыяся быти апостолы, и не суть: и обрел еси их ложных: и понесл еси, и терпение имаши, и за имя мое трудился еси, и изнемогл еси. Но имам на тя, яко любовь твою первую оставил ecи. Помяни убо, откуду спал ecи, и покайся, и первая дела сотвори».

В двух отношениях похваляя Церковь, в одном порицает ее, что и положил в середине, а заслуги поместил по ту и другую сторону. Труд и терпение за веру и отчуждение ее от злых похвалил, потому что, не всякому духу веруя, испытывала лжеапостолов и, признавши их ложными, отослала от себя, притом возненавидела и постыдные дела Николаитов. Укоряет же за то, что охладела в любви к ближнему и в благотворении; к этому опять призывает ее следующими словами, говоря: первая дела сотвори.

Откр.2:5–6. «Аще же ни, гряду тебе скоро, и двигну светильник твой от места своего, аще не покаешися. Но се имаши, яко ненавидиши дел Николаитских, ихже и аз ненавижду».

Движение светильника, т.е. Церкви, есть лишение Божественной благодати, через что она будет подвержена колебанию и обуреванию от духов злобы и от действующих вместе с ними злых людей. Некоторые под передвижением свещника разумеют, что первосвятительский престол Ефеса перемещен в столицу. А почему дела Николаитов ненавистны Богу, знает всякий, знакомый с гнусной их ересью.

Откр.2:7. «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам: побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия».

Телесное ухо имеет всякий, а духовное приобрел только духовный человек; таковый слух был у Исаии. Таковому, побеждающему в брани с демонами, обещано дать вкушать от древа жизни, т.е. быть причастником благ будущего века. Древом жизни означается вечная жизнь. А то и другое есть Христос, как сказал Соломон и сей апостол в другом месте. Первый сказал о премудрости: древо жизни есть, другой так говорит о Христе: сей есть истинный Бог и живот вечный (1Иоан. 5:20). Если желаем получить сие, приобретем победу над страстьми. Ибо за трудами всячески следуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.