Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 11-я. О книге, запечатанной семью печатями, которую никто из сотворенного существа не мог открыть

Откр.5:1. «И видех в деснице седящаго на престоле книгу написану внутрьуду и внеуду запечатану седмию печатию».

Под книгой разумеем мы премудрую память Божию, в которой написываются все, по Божественному Давиду, а также глубину Божественных судов. Внутреннее ее, по причине духа, трудно для уразумения; а внешнее, по причине буквы, удобопонятнее. Семь печатей, как думаю, означает или совершенную безопасность книги и неизвестность ее для всех, или домостроительство Божественного Духа, испытующего глубины, которое разрешить не может никакая сотворенная природа. Разумеется под книгой и пророчество, о котором сам Христос сказал, что оно исполнилось в Евангелии, а что более сего, то исполнится в последние дни.

Откр.5:2–3. «И видех Ангела крепка, проповедающа гласом великим: кто есть достоин разгнути книгу, и разрешити печати ея: и никтоже можаше, ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю».

Словами никтоже можаше разгнути книгу показывается, что ни Ангелы, ни сущие во плоти, ни святые, отошедшие от плоти, не получили полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, Который Своим пришествием совершенно разрешил предсказание пророчествовавших о Нем издревле.

Откр.5:4. «И аз плакахся много, яко ни един обретеся достоин разгнути и прочести книгу, ниже зрети ю».

И я плакал, говорит, может быть о том, что чистейшая природа Ангельских существ не ниспала ли в неведение.

Откр.5:5. «И един от старец глагола ми: не плачися: се победил есть лев, иже сый от колена Иудова, корень Давидов, разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея».

Не плачи, ибо хотя сказано, что и для Ангелов недоступна книга, но не для Бога, ради людей вочеловечившегося, который есть корень Давидов, как из корене его по человечеству.