Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 10. О виденной на небе двери и о 24-х старцах и о прочем

Откр.4:1. «По сих видех, и се двери отверсты на небеси, и глас первый, егоже слышах, яко трубу глаголющ со мною, глаголя; взыди семо, и покажу ти, емуже подобает быти по сих».

Отверзание двери означает обнаружение сокровенных тайн Духа, а труба – великий голос открывающего. А слова: взыди семо означают то, чтобы мысль слушающего совсем отрешилась от земного и устремилась к небесному.

Откр.4:2–3. «И абие бых в дусе, и се престол стояше на небеси, и на престоле седящ. И седяй бе подобен видением камени иаспису и сардинови, и бе дуга окрест престола подобна видением смарагдови».

И абие бых в дусе. Услышавши, говорит, голос и объятый владычественным духом, я увидел престол, посредством которого означается, какой Бог во святых, ибо на них, как на троне, сидит Он. поелику представляет в сем видении Отца, то не прилагает к Нему никакого телесного признака, как в прежнем видении Сына, но уподобляет Его драгоценным камням. Яспис, так как он зеленеющ, означает то, что Божественное существо вечноцветуще, жизнеподательно и раздаятель пищи и от Него зеленую траву произращает всякое семя, а посему Оно и страшно противным. Ибо говорит, что яспис страшен диким зверям и привидениям, а имеющим нужду в душевном врачевании приносит пользу, ибо великий Епифаний говорит, что этот камень исцеляет язвы и раны, полученные от меча. Дуга, подобная видению смарагда, обозначает различие в добродетелях Ангельских чинов.

Откр.4:4. «И окрест престола престоли двадесять и четыри: и на престолах видех двадесять и четыри старцы седящыя, облечены в белыя ризы, и имяху венцы златы на главах своих».

Под именем 24 старцев некто из бывших прежде нас разумел Авеля и других двадцать святых Ветхого Завета и трех Нового. Так ли это, или лучше под означаемым 24 буквами разуметь украшенных делом и словом, об этом пусть подумает читающий. Нам сообразнее кажется под 12 старцами разуметь тех, которые просияли в Ветхом Завете, а под другими 12-ю – тех, которые угодили в Новом, 12 тех суть Патриархи, а двенадцать Новозаветных – Апостолы, которым Господь обещал сидение на двенадцати престолах. Белые же одежды суть признак светлой жизни и неперестающей радости и веселья; венцы – знак победы, которую подвизавшиеся получили над злыми демонами.

Откр.4:5. «И от престола исхождаху молния и громи и гласы».

Здесь показывается, как страшен и ужасен Бог в отношении к тем, которые недостойны Его долготерпения. Для тех же, которые достойны спасения, каждое из сих доставляет просвещение, одно – входящее в очи ума, другое – в слух духовный.

Откр.4:5–6. «И седьм свещников огненных горящих пред престолом, яже суть седмь духов Божиих. И пред престолом море стекляно, подобно кристаллу».

Под семью духами Божиими должно разуметь, или, как говорит Ириней, семь Ангелов, превосходящих прочих, или действия Животворящего Духа, как упомянул Исаия. Думаю, что то и другое не без основания. Стеклянное море означает множество святых сил, чистоту и невозмутимость будущей жизни; может быть, сим обозначаются небеса небес, покрытые, по Псалмопевцу, непонятными для нас видами. Если кому-нибудь покажется, что кристалловидной называется природа неба, то нужно смотреть, не означается ли сама сущность Богодвижимого оного пространства, имеющего в одно и тоже время блеск и прочность. Но испытание того, что выше понятия, достойно осмеяния.

Откр.4:6. «И посреде престола и окрест престола четыре животна исполнена очес спереди и созади».

Сим означается, что престол означает царство Бога и покой, ибо в нем и вокруг него он видел серафимов, множеством очей обозначая то, что они способны к созерцанию Божественного света. Спереди и созади – потому, что они просвещаются знанием того, что было прежде, и того, что будет после.

Откр.4:7. «И животно первое подобно льву, и второе животно подобно тельцу, и третье животно имеющее лице яко человек, и четвертое животно подобно орлу летящу».

Знаем, что эти четыре животные видел и Исаия, обозначая четырьмя лицами или Божие управление и сохранение четырех стихий, как казалось некоторым, или владычество Божеское над небесным, земным, морским и преисподним. Или четыре добродетели, или четыре Евангелия, как хорошо думали некоторые. Лев означает мужество и Евангелие, от Иоанна, как говорит Ириней, означая предвечное царство Его, ибо возвестил, что в начале было Слово. Телец – так как довольствуется собственными трудами – означает правду и Евангелие от Луки, как представившее законную и священническую генеалогию Христа. Орел – умеренность, (ибо свидетельствуют, что его любит это животное) и Евангелие от Марка, как сокращенное и начатое духом пророческим, Человек – мудрствование и Евангелие от Матфея, так как по естеству, а не по закону, возвещающее рождение Христово. Вероятно, что сим означается и домостроительство Христово, – львом, как царя; тельцом, как священника или священной жертвы; человеком, как за нас вочеловечившегося; орлом, как подателя Животворящего Духа, возносящего нас горе.

Откр.4:8. «И животна четыре, едино коеждо их имеяху по шесть крил окрест, и внутрьуду исполнена очес».

Они, как говорит великий Дионисий, двумя крылами покрывают лица и двумя ноги, а средними летают, чтобы явно было их возвышенное и глубокое уважение к откровению, данному им, с которым они, обладая Божественным просвещением, ниспускаются к средним Божественным чинам.

Откр.4:8. «И покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, иже бе и сый и грядый».

Покой для Божественных сил есть то, чтобы не уставать, не прекращать Божественных псалмопений и Триипостасному Божеству приносить трисвятое. Слова иже бе, сый и грядый (Вседержитель) означают святую Троицу.

Откр.4:9–10. «И егда даша животная славу и честь и благодарение седящему на престоле, живущему во веки веков, падоша двадесять и четыре старцы пред седящим на престоле и поклонишася живущему во веки веков».

Из сего видно, что известные нам старцы суть общники песнопения небесных сил и исповедуют, что от Бога даруется победа над умственными врагами.