Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 21. Снятие седьмой печати, показывающее, что Ангельские силы приносят Богу молитвы святыхъ как фимиам

Откр.8:1–2. «И егда отверзе седмую печать, бысть безмолвие на небеси яко полчаса; и видех седмь Ангелов, иже пред Богом стояху, и дано бысть им седмь труб».

Число семи Ангелов часто употребляется у святого сего, как соответствующее сему веку и субботствованию и покою святых. Почему и здесь снятием седьмой печати означается окончание земной жизни, коему содействуют семь Ангелов язвами людей, имеющих нужду во вразумлении или наказании. Безмолвие же означает Ангельское благоустроение и благоговение, или неизвестность для них второго пришествия. Полчаса показывает краткость времени, в которое, по наведении язвы и окончании земного, явится царство Христово.

Откр.8:3. «И другий Ангел прииде, и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату».

Хотя видимое святыми и облекается в вещество и цвета, будет ли то светильник, или кадильница, или

иное что, но все сие невидимо и духовно. Перед таким олтарем Ангел, стоящий и держащий кадилъницу, или курительницу, содержащую ливан, приносит Богу, как фимиам, молитвы святых, в которых просят они, чтобы язвами, наказующими нечестивых и беззаконных при всемирном конце, уменьшено было наказание их в будущем веке, и чтобы Своим пришествием воздал награды трудившимся. И сие видно из последующего.

«И даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый сущий пред престолом».

Олтарь златый есть Христос, в Котором содержится всякая священнодейственная и святая сила и приносятся мученические жертвы; его образом был алтарь, показанный Моисею на горе вместе со скинией. Фимиамы суть молитвы святых, благоухающие перед Богом, как было сказано, перед престолом, т.е. перед высшими святыми силами, ради излияния пламенеющей в них Божественной любви и чистоты, премудрости и знания, что показывает истолкование имен, приближающихся к Божественной любви и чистоты, премудрости и знания, что показывает истолкование имен, приближающихся к Богу высших сил.

Откр.8:4–5. «И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога, и взял Ангел кадильницу, и наполни ю от огня сущаго на олтари, и положи на земли».

Молитвы святых, служением Ангела возносимые и наполнившие кадильницу огнем наказания, сделали то, что он излит на землю, как некогда открыто было Иезекиилю, что один из Херувимов взятое из этого огня передал Ангелам, посланным на избиение нечестивых жителей Иерусалима (Иезек. 10:2–6–7). Образ же сего Ангела имеет каждый Иерарх, как посредник между Богом и людьми, от одних вознося прошения, на других низводя помилование, обращая согрешающих или словом или строгими наказаниями.

Откр.8:5–6. «И быша гласи и громи и блистания и трус. И седмь Ангел, иже имеяху седмь труб, уготовашася, да вострубят».

Все это обозначает ужасы, имеющие быть перед концом, как и на горе Синайской тоже служило символами Божеского присутствия, всех устрашая, а благоразумнейших приводя к обращению. Ангелы же служат сему как врачи, Христоподражательно состраждущие, прижиганиями и сечениями врачуя немоществующих ужасной болезнью греха, или для ленивых, облегчая будущее наказание, если только с благодарностью перенесут. Нас же, досточестным именем Христовым запечатленных, и просящих за мучения здесь избежать бед будущих, человеколюбец Бог, наказуя, да не предаст смерти греховной, как написано, но да смягчит для нас страшные дни вечных мучений, когда изроется яма изобретателю греха – оное мрачное и глубочайшее место геенны, дабы вместе со святыми водворившись в жилище всех веселящихся, быть нам с самим Спасителем Христом Богом нашим; Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, вместе с Отцем и всесвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.