Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 56. О песнопении святых и троякой «аллилуия», которую поют они при разрушении Вавилона

Откр.19:1–4. «И по сих слышах глас велий народа многа на небеси, глаголющаго: аллилуиа: спасение и слава и честь и сила Господу нашему: яко истинни и прави суди его: яко судил еси любодейцу велику, яже посмради землю любодеянием своим, и отмстил кровь рабов Своих от руки ея. И второе реша: аллилуиа: и дым ея восхождаше во веки веков. И падоша двадесять и четыре старцы и четыре животна, и поклонишася Богови седящему на престоле, глаголюще: аминь, аллилуиа».

Аллилуия означает Божественную хвалу, а аминь – истинно, или да будет. Сие, какъ сказано, ангельскими силами и равноангельными людьми воссылается Богу троекратно, по причине Триипостасности Отца и Сына и Святого Духа, единого Божества, потому что и кровь рабов Своих отомстил от руки Вавилона, и обитателям его благосоделал наказанием, произведя искоренение греха. А словами: во веки веков, восходит дым города, означается или то, что никогда не будут забыты посланные на него наказания, или что, будучи отчасти наказан, умереннее, хотя и вечно будет наказан в будущем.

Откр.19:5. «И глас изыде от престола глаголющ: пойте Богу нашему, вси раби Его и боящиися Его, и малии и велицыи».

Престол Божий суть Херувимы и Серафимы; они повелевают воспевать Его не великим только, но и малым в добрых делах, каждому соразмерно с его силой. Думаю же, что и теперь малые возрастом и несовершенные дети, по смерти становясь великими, песнословят Бога, творящего великое.

Откр.19:6–7. «И слышах яко глас народа многа, и яко глас вод многих, и яко глас громов крепких, глаголющих: аллилуиа: яко воцарися Господь Бог Вседержитель. Радуимся и веселимся, и дадим славу Ему: яко прииде брак Агнчий».

Глас же народа и множества вод и громов означает звучность всех Ангельских и небесных бесчисленных сил, (которых некоторые разумеют под водами) яже превыше небес (Псал. 148:4); с ними славословил Творца весь сонм и полнота праведных. Воцарился же Господь Иисус Христос посредством вочеловечения, или по разумному усвоению, или по власти приличной Царю и Судии, царствуя над теми, коими естественно обладал как Творец. Браком же Агнчим называет соединение Церкви со Христом, строителями коего были Божественные Апостолы, через коих дарован ей залог Духа, как имеющей некогда получить истинное единение лицом к лицу.