Шрифт:

Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского

Глава 57. О таинственном браке и вечери Агнца

Откр.19:7–9. «И жена его уготовила есть себе. И дано бысть ей облещися в виссон чист и светел: виссон бо оправдание святых есть. И глагола ми: напиши: блажени званнии на вечерю брака Агнча; и глагола ми: сия словеса истинна Божия суть».

Что Церковь одета в виссон, сие означает светлость ее в добродетелях, тонкость в разумении и высоту в созерцаниях, ибо из сего слагаются Божественные оправдания. Вечеря же Христова есть торжество спасаемых и стройная их радость, которую получат блаженные и войдут в вечный чертог вместе со Святым Женихом чистых душ, ибо неложен обещавший. поелику же много благ будущего века, и превосходят они всякое помышление, то многими именами называется причастие их. Иногда – царством небесным по славе его и честности, иногда же – раем пo нескончаемости наслаждения благами, иногда – лоном Авраамовым ради успокоения на нем усопших, иногда же – чертогом и браком не только по нескончаемой радости, но и ради истинного и неизреченного соединения Бога с Его рабами, настолько превосходящая телесное общение друг с другом, насколько свет отстоит от тьмы и миро от зловония.

Откр.19:10. «И пад пред ногами его, поклонихся ему, и глагола ми: виждь, ни: клеврет ти есмь, и братий твоих, имущих свидетельство Иисусово. Богу поклонися: свидетельство бо Иисусово есть дух пророчествия».

Ни: клеврет ти есмь. Не кланяйся мне, как предрекающему будущее, говорит Божественный Ангел, ибо исповедание Христово или мученичество за Христа дарует пророческий дух. Иначе можно понимать, для того и пророчество, чтобы утверждено было свидетельство Христово и засвидетельствована была вера святых, потому не мне, сослужителю твоему кланяйся, но имеющему державу над всем. И из сего познаем смиренное мудрование святых Ангелов, что не присваивают они себе Божественную славу, подобно злым демонам, но приносят ее Владыке. Да будет же, чтобы и мы, руководимые смиренномудрием друг к другу, исполнили слово Владыки, говорящее: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. 11:29), и получим в будущем веке покой, отнюдуже отбеже всякая болезнь и печаль и воздыхание, идеже всех веселящихся жилище, будучи озаряемы светом лица Христа Бога нашего. Ему подобает всякое славословие, честь и поклонение, вместе с Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.