Шрифт:

Толкование на псалмы. Святитель Афанасий Великий

Псалом 140

Содержание

Иэтот псалом подобен предыдущему, кроме того, что он более поучителен.

(1). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Воззвание означает, без сомнения, напряженность мысли. Давид говорит: благоволительно приими, Владыко, прошение мое.

(2). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Помышления уподобляет благовонным курениям, потому что они тонки и приносятся Богу единым умом. Воздеяние руку моею – жертва вечерняя. А дела, представляемые под образом рук, уподобляет жертве, потому что они имеют как бы более доблести в сравнении с мысленными приношениями. Говорит же: жертва вечерняя – потому что в добрых делах упражняться должно до конца.

(3). Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Поскольку знает, что хранение языка – дело великое, то просит Бога даровать ему силу воздерживать язык.

(4). Не уклони сердце мое в словеса лукавствия – т. е. не попусти, чтобы ум мой, единожды хорошо уготованный, уклонился в противное и возымел я беззаконные мысли.

(5). Накажет мя праведник милостью и обличит мя. Всякое вразумление охотно прииму от праведного, но от грешника не прииму благословения и ласкательства, которым, как елеем, умащают главу мою.

Яко еще и молитва моя во благоволениих их. (6). Пожерты быша при камени cyдии их. Находясь близ камня, будут они поглощены. Дает же разуметь, что Сам Христос погрузит их в бездну. Услышатся глаголы мои, яко усладишася. Глаголы мои будут признаны истинными и приличными.

(7). Яко толща земли проседеся на земли. Расторгли мы все, что было в нас земного, до того смирясь ради Тебя, что вся наша сила уничтожена да же до ада. А это подобно сказанному: Тебе ради умерщвляемся весь день (Пс. 43, 23).

(8). Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои. А я не надеюсь ни на что человеческое, но ожидаю Твоей помощи, и умоляю не лишить ее душу мою. На Тя уповах, не отъими душу мою – т. е. не извлеки из нее того упования, какое имею на Тебя.

(10). Падут во мрежу свою грешницы. Пусть, говорит, грешные впадут в сети свои. Един есмь аз, дондеже прейду. Тогда прейду небоязненно и беспечально, когда грешники сами впадут в сети свои. А я отдельно от них буду проводить жизнь, пока не достигну конца жизни.